Страсти вокруг ЦКАДа

Ещё осенью прошлого года правительство Московской Области рапортовало о ходе строительства ЦКАД строго в соответствии с утверждённым графиком. Но в наступившем году картина поменялась. Сегодня инвесторы 3-го и 4-го участков ЦКАД могут отказаться от участия в конкурсах, которые «Автодор» откладывал в течение полутора лет. У предпринимателей появились сомнения в рентабельности данной операции. По их мнению, деньги, вложенные в строительство дороги, скорее всего, будут потеряны.

Ещё в декабре прошлого года госкомпания «Автодор» изменила условия конкурса на строительство третьей очереди ЦКАД, взяв на себя часть инфляционных рисков по концессионным соглашениям. В новый вариант конкурсных условий включен критерий, согласно которому при инфляции выше 8% риски несет госкомпания, и если инфляция будет в коридоре от 8 до 15%, то она готова это компенсировать инвестору. Если скачок инфляции будет выше 15%, то такая ситуация будет названа форс-мажором, и последуют иные решения. Нижний порог инфляции в 8% станет отправной точкой, но участники конкурса могут его поднимать, и это является критерием оценки предложений. Строительство ЦКАДа планировали завершить к 2018 году. Проблемы с конкурсными процедурами начались еще в конце 2014 года, когда произошла резкая девальвация, и Центробанк значительно повысил ключевую ставку. В течение всего 2015 года сроки проведения конкурсов постоянно сдвигались, а «Автодор» проводил консультации с возможными участниками.

После этих проволочек и всё более ухудшающийся ситуации в экономике, потенциальные концессионеры могут не прийти на конкурсы по строительству 3-го и 4-го участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), назначенные на 26 января и 5 февраля, как сообщает РБК. Потенциальные инвесторы объясняют это высокими рисками для инвесторов, которые сохранились, несмотря на то, что в конце прошлого года «Автодор» внес изменения в условия концессии.

В ответ на изменения условий сотрудничества «Автодором», инвесторы выдвигают свои предложения. Например, «ВТБ капитал» (подал заявки совместно с французской Vinci) предложил провести конкурс и заключить соглашение без существенных отсрочек, но финансирование отложить, перенеся срок, к которому нужно договориться о привлечении денег (так называемое «финансовое закрытие»), рассказывают сотрудники трех компаний, участвующих в консультациях с «Автодором». Когда все условия соглашения уже будут зафиксированы, проще искать финансирование - так «ВТБ капитал» во время консультаций объяснял преимущества этой схемы, говорит один из участников встречи. Пресс-служба «ВТБ капитала» сообщила, что его представители такую позицию не высказывали. Компании-участники полагают, что внесенных в 2015 году изменений будет недостаточно для устранения всех рисков. Одной из существенных претензий является то, что «Автодор» не взял на себя все обязательства по предоставлению земельных участков под строительство, что несет значительный риск для подрядчиков. Если договариваться с собственниками земли самостоятельно, это может занять много времени. «Автодор» также возлагает на подрядчиков решение части вопросов по переносу коммуникаций.

«Автодор» перелагает концессионерам устранение недоделок по переносу коммуникаций. В итоге же они получают лишь шансы наткнуться на кабели ФСБ, водопроводы и газопроводы, и строительство встанет», говорит он. Сейчас, по его словам одного из потенциальных концессионеров, готово лишь около 50% необходимой для строительства земли.

Стоимость строительства 3-го и 4-го участков ЦКАД, а именно вокруг этих участков разгораются основные страсти, согласно материалам на сайте «Автодора», составляет 80,1 млрд и 77,1 млрд руб. соответственно. Протяженность каждого — около 100 км, победители конкурсов должны самостоятельно привлечь 32,7 млрд и 28,8 млрд руб.

При этом, не решена одна из главных для инвесторов проблема – по-прежнему существует риск непредоставления земли. И хотя концессия предусматривает, чтобы подрядчик выходил и начинал работать, чтобы не было коммуникаций, сноса, – этого на сегодняшний день тоже нет. Тем не менее, участники проекта считают, что он может быть реализован к 2018 году, поскольку, по их мнению, есть политическая воля.

Не смотря на сложности в экономике ЦКАД всегда выглядел приоритетным проектом, замечает человек, близкий к одному из участников конкурса: его финансирование одобрил президент, проект широко обсуждался - возможно, на него-то деньги сейчас будут изысканы. На прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявил, что Минтранс рассчитывает сохранить финансирование строительства ЦКАД и сдать дорогу к 2018 году. «Мы нацелены на реализацию этого проекта в полном объеме в 2018 году, и пока шансы остаются. Да, ситуация непростая», — сказал он.

ЦКАД — не первый проект, на который «Автодор» не может найти исполнителя. В ноябре 2015 года не нашлось претендентов на строительство последнего платного участка трассы М11 Москва — Санкт-Петербург от Солнечногорска до Твери (с 58-го по 149-й км). Предквалификацию прошли «Мостотрест» и «Автобан», но ни одна из компаний не заявилась на конкурс, опасаясь, что по новой дороге никто не будет ездить.

Эпоха высоких ставок на рынке недвижимости

28 апреля 2025, 17:35

Эпоха высоких ставок на рынке недвижимости продолжается

25 апреля ЦБ в четвертый раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 21 п.п.

Читать больше
Как оформить ипотечные каникулы в 2025 году?

28 апреля 2025, 16:56

Как оформить ипотечные каникулы в 2025 году?

Для оформления необходимо предоставить документы, подтверждающие сложную ситуацию.

Читать больше
Условия предоставления ипотечных каникул

25 апреля 2025, 17:06

Условия предоставления ипотечных каникул

Они могут быть предоставлены только один раз в рамках одного договора.

Читать больше
Что такое общедомовое имущество?

23 апреля 2025, 18:26

Что такое общедомовое имущество?

Распоряжаться общедомовым имуществом можно только совместно.

Читать больше
Можно ли продать квартиру сразу после покупки?

21 апреля 2025, 17:59

Можно ли продать квартиру сразу после покупки?

Законодательно срок владения квартирой не влияет на возможность ее продажи.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 3 квартал 2025

ЖК Пехра

Застройщик: Гранель

от 124 606 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2027

Квартал МОНС

Застройщик: Брусника

от 375 516 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2024

ЖК LIFE-Варшавская/Коммерция

Застройщик: PIONEER

от 125 839 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2025

ЖК «Алхимово»

Застройщик: Группа Самолет

от 137 982 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2026

N`ICE TOWER (Найс Тауэр)

Застройщик: Coldy

от 280 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2027

ЖК Квартал Серебряный Бор

Застройщик: St. Michael

от 538 720 за м2

Все объекты
Новости
Бульвар в Останкинском районе украсит фонтан

28 апреля 2025, 16:41

Пешеходный бульвар в Останкинском районе украсит фонтан с каскадом

Каскад фонтана составят 24 струи, а диаметр чаши превысит 8 метров.

Читать больше
Индекс стоимости элитной недвижимости

25 апреля 2025, 16:28

Индекс стоимости элитной недвижимости, рассчитанный Sminex, вырос на 6,5%

По результатам I квартала 2025 года этот показатель составил 2,59 млн рублей за квадратный метр.

Читать больше
Девелопер MR Group подвел итоги I квартала 2025

25 апреля 2025, 13:48

Девелопер MR Group подвел итоги первого квартала 2025 года

В марте этого года MR Group начал выдачу ключей в жилом комплексе Symphony 34.

Читать больше
Седьмой «Остров» — премиум-проект года

25 апреля 2025, 13:14

Седьмой «Остров» — премиум-проект года по версии Move Realty Awards

Специально для седьмого квартала создана особая, «двухэтажная» концепция благоустройства.

Читать больше
ЖК «MYPRIORITY Дубровка»

24 апреля 2025, 17:07

ГК «Гранель» открыла продажи квартир во второй очереди ЖК «MYPRIORITY Дубровка»

Вторая очередь комплекса бизнес-класса включает четыре корпуса высотой 6, 7 и 28 этажей.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.