Страсти вокруг ЦКАДа

Ещё осенью прошлого года правительство Московской Области рапортовало о ходе строительства ЦКАД строго в соответствии с утверждённым графиком. Но в наступившем году картина поменялась. Сегодня инвесторы 3-го и 4-го участков ЦКАД могут отказаться от участия в конкурсах, которые «Автодор» откладывал в течение полутора лет. У предпринимателей появились сомнения в рентабельности данной операции. По их мнению, деньги, вложенные в строительство дороги, скорее всего, будут потеряны.

Ещё в декабре прошлого года госкомпания «Автодор» изменила условия конкурса на строительство третьей очереди ЦКАД, взяв на себя часть инфляционных рисков по концессионным соглашениям. В новый вариант конкурсных условий включен критерий, согласно которому при инфляции выше 8% риски несет госкомпания, и если инфляция будет в коридоре от 8 до 15%, то она готова это компенсировать инвестору. Если скачок инфляции будет выше 15%, то такая ситуация будет названа форс-мажором, и последуют иные решения. Нижний порог инфляции в 8% станет отправной точкой, но участники конкурса могут его поднимать, и это является критерием оценки предложений. Строительство ЦКАДа планировали завершить к 2018 году. Проблемы с конкурсными процедурами начались еще в конце 2014 года, когда произошла резкая девальвация, и Центробанк значительно повысил ключевую ставку. В течение всего 2015 года сроки проведения конкурсов постоянно сдвигались, а «Автодор» проводил консультации с возможными участниками.

После этих проволочек и всё более ухудшающийся ситуации в экономике, потенциальные концессионеры могут не прийти на конкурсы по строительству 3-го и 4-го участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), назначенные на 26 января и 5 февраля, как сообщает РБК. Потенциальные инвесторы объясняют это высокими рисками для инвесторов, которые сохранились, несмотря на то, что в конце прошлого года «Автодор» внес изменения в условия концессии.

В ответ на изменения условий сотрудничества «Автодором», инвесторы выдвигают свои предложения. Например, «ВТБ капитал» (подал заявки совместно с французской Vinci) предложил провести конкурс и заключить соглашение без существенных отсрочек, но финансирование отложить, перенеся срок, к которому нужно договориться о привлечении денег (так называемое «финансовое закрытие»), рассказывают сотрудники трех компаний, участвующих в консультациях с «Автодором». Когда все условия соглашения уже будут зафиксированы, проще искать финансирование - так «ВТБ капитал» во время консультаций объяснял преимущества этой схемы, говорит один из участников встречи. Пресс-служба «ВТБ капитала» сообщила, что его представители такую позицию не высказывали. Компании-участники полагают, что внесенных в 2015 году изменений будет недостаточно для устранения всех рисков. Одной из существенных претензий является то, что «Автодор» не взял на себя все обязательства по предоставлению земельных участков под строительство, что несет значительный риск для подрядчиков. Если договариваться с собственниками земли самостоятельно, это может занять много времени. «Автодор» также возлагает на подрядчиков решение части вопросов по переносу коммуникаций.

«Автодор» перелагает концессионерам устранение недоделок по переносу коммуникаций. В итоге же они получают лишь шансы наткнуться на кабели ФСБ, водопроводы и газопроводы, и строительство встанет», говорит он. Сейчас, по его словам одного из потенциальных концессионеров, готово лишь около 50% необходимой для строительства земли.

Стоимость строительства 3-го и 4-го участков ЦКАД, а именно вокруг этих участков разгораются основные страсти, согласно материалам на сайте «Автодора», составляет 80,1 млрд и 77,1 млрд руб. соответственно. Протяженность каждого — около 100 км, победители конкурсов должны самостоятельно привлечь 32,7 млрд и 28,8 млрд руб.

При этом, не решена одна из главных для инвесторов проблема – по-прежнему существует риск непредоставления земли. И хотя концессия предусматривает, чтобы подрядчик выходил и начинал работать, чтобы не было коммуникаций, сноса, – этого на сегодняшний день тоже нет. Тем не менее, участники проекта считают, что он может быть реализован к 2018 году, поскольку, по их мнению, есть политическая воля.

Не смотря на сложности в экономике ЦКАД всегда выглядел приоритетным проектом, замечает человек, близкий к одному из участников конкурса: его финансирование одобрил президент, проект широко обсуждался - возможно, на него-то деньги сейчас будут изысканы. На прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявил, что Минтранс рассчитывает сохранить финансирование строительства ЦКАД и сдать дорогу к 2018 году. «Мы нацелены на реализацию этого проекта в полном объеме в 2018 году, и пока шансы остаются. Да, ситуация непростая», — сказал он.

ЦКАД — не первый проект, на который «Автодор» не может найти исполнителя. В ноябре 2015 года не нашлось претендентов на строительство последнего платного участка трассы М11 Москва — Санкт-Петербург от Солнечногорска до Твери (с 58-го по 149-й км). Предквалификацию прошли «Мостотрест» и «Автобан», но ни одна из компаний не заявилась на конкурс, опасаясь, что по новой дороге никто не будет ездить.

ВТБ снизит ипотечные ставки на 1,5–2 п.п.

11 июня 2025, 17:18

ВТБ снизит ипотечные ставки на 1,5–2 п.п. в середине июня 2025 года

Пересмотр ставок по рыночной ипотеке связан со снижением ключевой ставки ЦБ.

Читать больше
Первый участок Рублево-Архангельской линии метро

09 июня 2025, 17:31

Первый участок Рублево-Архангельской линии метро запустят уже в конце 2026 года

Станция метро «Народное Ополчение» готова более чем на 60%.

Читать больше
Сбер снижает ставки по ипотеке на 2-3,5%

09 июня 2025, 17:05

Сбер снижает ставки по ипотеке на 2-3,5%

Ранее в апреле Сбербанк уже снижал ставки по рыночной ипотеке на 1,5-2,5 п.п.

Читать больше
На Сокольнической линии построят две новые станции

06 июня 2025, 18:40

На Сокольнической линии метро на северо-востоке построят две новые станции

Сокольническая линия будет продлена в Ярославский район СВАО.

Читать больше
максимализм как тренд 2025 года

04 июня 2025, 18:15

Бело-бежевые интерьеры уже не в моде: максимализм как тренд 2025 года

Этот стиль выделяется смелой цветовой палитрой.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 4 квартал 2024

Измайловский лес

Застройщик: ПИК

от 170 100 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2024

ЖК Театральный парк

Застройщик: Гранель

от 10 999 000 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2021

ЖК «Красногорск Парк»

Застройщик: АК СОРАТНИК

от 160 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2017

ЖК «ул. Ленина, мкр. 3»

Застройщик: ПСК НПО Машиностроения

от 204 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2023

ЖК «Эко-квартал Аквилон Митино»

Застройщик: Группа Аквилон

от 193 735 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2024

Дом Champine (Шампайн)

Застройщик: Touch

от 375 764 за м2

Все объекты
Новости
RRG отметили 20-летие в стиле à la russe

11 июня 2025, 16:59

RRG отметили 20-летие в стиле à la russe на XI фестивале плова

Для гостей была подготовлена насыщенная программа.

Читать больше
ГК «Гранель» открыла продажи квартир

11 июня 2025, 14:05

ГК «Гранель» открыла продажи квартир во II очереди «MYPRIORITY Павелецкая»

Стоимость квартир начинается от 24 млн рублей.

Читать больше
Как девелопер MR создает современные школы

11 июня 2025, 12:29

Как девелопер MR создает современные школы в столице

Портфель MR включает на сегодняшний день более 10 городских объектов образования.

Читать больше
«Донстрой» приглашает клиентов на экскурсии

11 июня 2025, 11:46

«Донстрой» приглашает клиентов на экскурсии в «Остров», «Символ» и «Событие»

Москвичи могут выбрать для посещения любой из ключевых проектов девелопера.

Читать больше
PIONEER построил первый премиальный проект

10 июня 2025, 16:53

Девелопер PIONEER построил первый премиальный проект на Павелецкой

В корпусах размещено 629 квартир площадью 57,6 тыс. кв.м.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.