Проектируя городскую среду: взгляд на столичную урбанистику

«Сказать, что в столице сейчас меняется градостроительная парадигма – значит ничего не сказать. Происходящее скорее можно назвать урбанистической революцией, в ходе которой в самые короткие сроки радикально меняется лицо города. За последние несколько лет запущен целый ряд программ, общий девиз которых – «Москва – город для человека». Расширяются пешеходные зоны, строятся и реконструируются парки, возводятся огромные развлекательные центры, стремительно зеленеют десятки кварталов.

Такие перемены требуют от проектировщиков совершенно иного подхода к делу. Создание комфортной для горожан среды предполагает нечто гораздо более масштабное, чем просто строительство нескольких новых парков, зон отдыха и велосипедных дорожек. Речь идет о структурной перестройке мегаполиса, где, пожалуй, наиболее сложным и важным вопросом является переход от моноцентричной модели градостроительства к полицентричной.

Такая модель предполагает формирование нескольких центров притяжения на некотором расстоянии от геометрического центра города. При этом должен быть соблюден баланс жилого, коммерческого и транспортного строительства. В противном случае стоимость строящихся площадей падает, и новые микрорайоны стагнируют.

По уровню комфортности среды можно условно выделить три варианта подхода к застройке микрорайонов:

1. «Спальные районы» без общественных пространств. В лучшем случае жителям доступен торговый центр. Жилье в таких районах выглядит крайне непривлекательным, что неизбежно негативно отражается на стоимости квадратного метра.

2. Микрорайоны, в которых застройщики попытались создать нечто подобное общественным пространствам, просто позаимствовав некоторые формы у европейских городов. Такие формы превращаются в безжизненные пустыри и не оказывают никакого положительного влияния на динамику развития города.

3. Наконец, это тщательно продуманные микрорайоны с уютными улицами, детскими развлекательными территориями, бульварами, водоемами, набережными, открытыми общественными пространствами и т.д. Как правило, жизнеспособные районы появляются вследствие активного диалога с общественностью, глубокого понимания потребностей городских жителей, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам.

Третий вариант требует тщательного инфраструктурного планирования. Проектирование комфортных микрорайонов, способных стать новыми локальными центрами притяжения, сопряжено с постоянным сопротивлением устаревшим парадигмам. Например, вместо того чтобы выделять торговые зоны и скучивать сразу несколько супермаркетов в одном месте, стоит предусмотреть равномерное распределение торговых центров в жилом пространстве, формирование так называемых торговых улиц.

То же самое относится и к детским учреждениям, таким как школы и детские сады. Урбанистический подход предполагает не только их рассредоточение, но и интеграцию в жилые районы. Например, школьные спортивные площадки вечером могут стать местом для оздоровительных занятий местных жителей, а школьные сады – еще одной формой открытых общественных пространств.

Экологичность современного микрорайона – это не просто желательное приложение, но важная составляющая городской среды. Зеленые насаждения играют барьерную роль, обеспечивая визуальную и шумовую защиту жителей. Дороги, парковки и соседние здания, обрамленные зелеными насаждениями, не вызывают психологический дискомфорт, снижают зашумленность и загазованность городских кварталов.

Урбанистический подход к организации городской среды предполагает особый акцент на расширении пешеходных пространств. Вместе с тем требуемые скорости перемещения растут, и транспортная схема ближайшего будущего должна претерпеть серьезные изменения. Как же разрешить этот вечный конфликт между комфортной для пешеходов и велосипедистов средой и стремительно растущими скоростями транспортного потока? Решения существуют, вот лишь некоторые из них:

- Использование высокотехнологичных, «умных» систем регулирования с качественной обратной связью приведет к сокращению количества пробок, аварий и увеличит проводящую способность транспортных артерий.

- Развитие электрического транспорта решает проблему загазованности, шума и повышает эффективность пассажирского трафика.

- Развитие системы краткосрочной аренды автомобилей, мопедов, велосипедов и других современных и экологичных видов транспорта сократит нагрузки на парковки, даст жителям больше свободы передвижения и привлечет дополнительные финансы для развития районов.

Новое время диктует новые требования к проектированию городской среды. На мой взгляд, мы имеем все необходимые инструменты для выполнения стоящих перед нами задач. Для того, чтобы мегаполис развернулся лицом к человеку, достаточно отработать систему обратной связи для понимания запросов общественности, а также внедрить современные технологии, позволяющие комплексно решать задачи, стоящие перед градостроителями».

Эпоха высоких ставок на рынке недвижимости

28 апреля 2025, 17:35

Эпоха высоких ставок на рынке недвижимости продолжается

25 апреля ЦБ в четвертый раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 21 п.п.

Читать больше
Как оформить ипотечные каникулы в 2025 году?

28 апреля 2025, 16:56

Как оформить ипотечные каникулы в 2025 году?

Для оформления необходимо предоставить документы, подтверждающие сложную ситуацию.

Читать больше
Условия предоставления ипотечных каникул

25 апреля 2025, 17:06

Условия предоставления ипотечных каникул

Они могут быть предоставлены только один раз в рамках одного договора.

Читать больше
Что такое общедомовое имущество?

23 апреля 2025, 18:26

Что такое общедомовое имущество?

Распоряжаться общедомовым имуществом можно только совместно.

Читать больше
Можно ли продать квартиру сразу после покупки?

21 апреля 2025, 17:59

Можно ли продать квартиру сразу после покупки?

Законодательно срок владения квартирой не влияет на возможность ее продажи.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 4 квартал 2025

ЖК «РУСИЧ-Кантемировский»

Застройщик: Концерн Русич

от 283 797 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2024

ЖК Shagal (Шагал)

Застройщик: Группа Эталон

от 289 815 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2025

ЖК Пехра

Застройщик: Гранель

от 124 606 за м2

Срок сдачи 3 квартал 2024

ЖК «Logos (Логос)»

Застройщик: Sense Development

от 444 875 за м2

Срок сдачи 4 квартал 2026

ЖК Новотомилино

Застройщик: Тройка РЭД

от 143 420 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2023

ЖК «Dom Smile» (Дом Смайл)

Застройщик: АРТКЛАСС-ДЕВЕЛОПМЕНТ

от 178 000 за м2

Все объекты
Новости
Подведены итоги премии Move Realty Awards 2025

29 апреля 2025, 13:23

Подведены итоги премии в сфере недвижимости Move Realty Awards 2025

Награды были вручены в 29 номинациях.

Читать больше
ГК «Гранель» завоевала «Золотой кирпич»

29 апреля 2025, 11:32

ГК «Гранель» завоевала «Золотой кирпич» премии CRE Moscow Awards 2025

ГК «Гранель» одержала победу в номинации «Сделка года. Аренда индустриальной недвижимости».

Читать больше
Бульвар в Останкинском районе украсит фонтан

28 апреля 2025, 16:41

Пешеходный бульвар в Останкинском районе украсит фонтан с каскадом

Каскад фонтана составят 24 струи, а диаметр чаши превысит 8 метров.

Читать больше
Индекс стоимости элитной недвижимости

25 апреля 2025, 16:28

Индекс стоимости элитной недвижимости, рассчитанный Sminex, вырос на 6,5%

По результатам I квартала 2025 года этот показатель составил 2,59 млн рублей за квадратный метр.

Читать больше
Девелопер MR Group подвел итоги I квартала 2025

25 апреля 2025, 13:48

Девелопер MR Group подвел итоги первого квартала 2025 года

В марте этого года MR Group начал выдачу ключей в жилом комплексе Symphony 34.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.