Проектируя городскую среду: взгляд на столичную урбанистику

«Сказать, что в столице сейчас меняется градостроительная парадигма – значит ничего не сказать. Происходящее скорее можно назвать урбанистической революцией, в ходе которой в самые короткие сроки радикально меняется лицо города. За последние несколько лет запущен целый ряд программ, общий девиз которых – «Москва – город для человека». Расширяются пешеходные зоны, строятся и реконструируются парки, возводятся огромные развлекательные центры, стремительно зеленеют десятки кварталов.

Такие перемены требуют от проектировщиков совершенно иного подхода к делу. Создание комфортной для горожан среды предполагает нечто гораздо более масштабное, чем просто строительство нескольких новых парков, зон отдыха и велосипедных дорожек. Речь идет о структурной перестройке мегаполиса, где, пожалуй, наиболее сложным и важным вопросом является переход от моноцентричной модели градостроительства к полицентричной.

Такая модель предполагает формирование нескольких центров притяжения на некотором расстоянии от геометрического центра города. При этом должен быть соблюден баланс жилого, коммерческого и транспортного строительства. В противном случае стоимость строящихся площадей падает, и новые микрорайоны стагнируют.

По уровню комфортности среды можно условно выделить три варианта подхода к застройке микрорайонов:

1. «Спальные районы» без общественных пространств. В лучшем случае жителям доступен торговый центр. Жилье в таких районах выглядит крайне непривлекательным, что неизбежно негативно отражается на стоимости квадратного метра.

2. Микрорайоны, в которых застройщики попытались создать нечто подобное общественным пространствам, просто позаимствовав некоторые формы у европейских городов. Такие формы превращаются в безжизненные пустыри и не оказывают никакого положительного влияния на динамику развития города.

3. Наконец, это тщательно продуманные микрорайоны с уютными улицами, детскими развлекательными территориями, бульварами, водоемами, набережными, открытыми общественными пространствами и т.д. Как правило, жизнеспособные районы появляются вследствие активного диалога с общественностью, глубокого понимания потребностей городских жителей, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам.

Третий вариант требует тщательного инфраструктурного планирования. Проектирование комфортных микрорайонов, способных стать новыми локальными центрами притяжения, сопряжено с постоянным сопротивлением устаревшим парадигмам. Например, вместо того чтобы выделять торговые зоны и скучивать сразу несколько супермаркетов в одном месте, стоит предусмотреть равномерное распределение торговых центров в жилом пространстве, формирование так называемых торговых улиц.

То же самое относится и к детским учреждениям, таким как школы и детские сады. Урбанистический подход предполагает не только их рассредоточение, но и интеграцию в жилые районы. Например, школьные спортивные площадки вечером могут стать местом для оздоровительных занятий местных жителей, а школьные сады – еще одной формой открытых общественных пространств.

Экологичность современного микрорайона – это не просто желательное приложение, но важная составляющая городской среды. Зеленые насаждения играют барьерную роль, обеспечивая визуальную и шумовую защиту жителей. Дороги, парковки и соседние здания, обрамленные зелеными насаждениями, не вызывают психологический дискомфорт, снижают зашумленность и загазованность городских кварталов.

Урбанистический подход к организации городской среды предполагает особый акцент на расширении пешеходных пространств. Вместе с тем требуемые скорости перемещения растут, и транспортная схема ближайшего будущего должна претерпеть серьезные изменения. Как же разрешить этот вечный конфликт между комфортной для пешеходов и велосипедистов средой и стремительно растущими скоростями транспортного потока? Решения существуют, вот лишь некоторые из них:

- Использование высокотехнологичных, «умных» систем регулирования с качественной обратной связью приведет к сокращению количества пробок, аварий и увеличит проводящую способность транспортных артерий.

- Развитие электрического транспорта решает проблему загазованности, шума и повышает эффективность пассажирского трафика.

- Развитие системы краткосрочной аренды автомобилей, мопедов, велосипедов и других современных и экологичных видов транспорта сократит нагрузки на парковки, даст жителям больше свободы передвижения и привлечет дополнительные финансы для развития районов.

Новое время диктует новые требования к проектированию городской среды. На мой взгляд, мы имеем все необходимые инструменты для выполнения стоящих перед нами задач. Для того, чтобы мегаполис развернулся лицом к человеку, достаточно отработать систему обратной связи для понимания запросов общественности, а также внедрить современные технологии, позволяющие комплексно решать задачи, стоящие перед градостроителями».

ВТБ снизит ипотечные ставки на 1,5–2 п.п.

11 июня 2025, 17:18

ВТБ снизит ипотечные ставки на 1,5–2 п.п. в середине июня 2025 года

Пересмотр ставок по рыночной ипотеке связан со снижением ключевой ставки ЦБ.

Читать больше
Первый участок Рублево-Архангельской линии метро

09 июня 2025, 17:31

Первый участок Рублево-Архангельской линии метро запустят уже в конце 2026 года

Станция метро «Народное Ополчение» готова более чем на 60%.

Читать больше
Сбер снижает ставки по ипотеке на 2-3,5%

09 июня 2025, 17:05

Сбер снижает ставки по ипотеке на 2-3,5%

Ранее в апреле Сбербанк уже снижал ставки по рыночной ипотеке на 1,5-2,5 п.п.

Читать больше
На Сокольнической линии построят две новые станции

06 июня 2025, 18:40

На Сокольнической линии метро на северо-востоке построят две новые станции

Сокольническая линия будет продлена в Ярославский район СВАО.

Читать больше
максимализм как тренд 2025 года

04 июня 2025, 18:15

Бело-бежевые интерьеры уже не в моде: максимализм как тренд 2025 года

Этот стиль выделяется смелой цветовой палитрой.

Читать больше

Новые объекты

Срок сдачи 2 квартал 2025

ЖК Легенда Ростова

Застройщик: Московская Строительная Компания

от 115 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2023

ЖК «Досфлота, 10»

Застройщик: GALAXY GROUP

от 350 000 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2022

Апарт-отель Движение.Тушино

Застройщик: ГК ФСК

от 238 238 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2025

ЖК ДОМ на Востоке (г. Владивосток)

Застройщик: ДОМ.РФ Девелопмент

от 172 364 за м2

Срок сдачи 1 квартал 2029

ЖК Solos (Солос)

Застройщик: Dar

от 507 300 за м2

Срок сдачи 2 квартал 2026

Большая Академическая 85

Застройщик: ПИК

от 223 682 за м2

Все объекты
Новости
RRG отметили 20-летие в стиле à la russe

11 июня 2025, 16:59

RRG отметили 20-летие в стиле à la russe на XI фестивале плова

Для гостей была подготовлена насыщенная программа.

Читать больше
ГК «Гранель» открыла продажи квартир

11 июня 2025, 14:05

ГК «Гранель» открыла продажи квартир во II очереди «MYPRIORITY Павелецкая»

Стоимость квартир начинается от 24 млн рублей.

Читать больше
Как девелопер MR создает современные школы

11 июня 2025, 12:29

Как девелопер MR создает современные школы в столице

Портфель MR включает на сегодняшний день более 10 городских объектов образования.

Читать больше
«Донстрой» приглашает клиентов на экскурсии

11 июня 2025, 11:46

«Донстрой» приглашает клиентов на экскурсии в «Остров», «Символ» и «Событие»

Москвичи могут выбрать для посещения любой из ключевых проектов девелопера.

Читать больше
PIONEER построил первый премиальный проект

10 июня 2025, 16:53

Девелопер PIONEER построил первый премиальный проект на Павелецкой

В корпусах размещено 629 квартир площадью 57,6 тыс. кв.м.

Читать больше
Все новости

Проект Realty.ru

Это Ваш гид по миру московской и подмосковной недвижимости. Цель проекта – создать самую полную базу рынка новостроек и вторичного жилья, а так же максимально упростить поиск квартиры или дома. Здесь Вы получите исчерпывающую информацию о каждом жилом объекте, возводимом или уже построенным на территории Москвы и Московской Области.